Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Пересчет земельного налога при установлении рыночной стоимости

Она участвует в формуле расчета земельного налога (далее — ЗН):

ЗН = КС × СН,

где СН — ставка земельного налога.

Указанная формула справедлива для ситуации, когда:

  • информация о КС отражена в госреестре до начала отчетного периода (в расчете участвует КС по состоянию на 1 января отчетного года);
  • показатель КС не менялся за расчетный год.

Какими формулами нужно пользоваться, если КС изменилась, узнайте из следующих разделов.

Формула 1 для перерасчета налога

Формула 1 для пересчета земельного налога выглядит так:

ЗН = КСизм × СН,

где КСизм — пересмотренная кадастровая стоимость.

Эту формулу применяют, если причинами изменения КС являются (п. 1 ст. 391 НК РФ):

  1. Ошибочное значение КС — после устранения ошибки перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости происходит за весь период с момента применения в налоговых расчетах ее неверного значения.
  2. Пересмотр КС по судебному решению или решению комиссии по рассмотрению споров об изменении КС — пересчет земельного налога производится за период, в котором подано заявление на пересмотр КС (но не ранее периода, когда оспариваемая КС была внесена в госреестр).

Формула 1 дополняется и расширяется при других причинах корректировки КС (подробнее об этом см.


Закона №135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).

ПЕРИОД ИСПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОШИБОК

И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст.
5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).

Содержание:

ПРИМЕР 2

Налогоплательщик в апреле 2015 г.

Пересчет земельного налога при установлении рыночной стоимости

Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

Если кадастровая стоимость отсутствует

Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

Если налоговое уведомление так и не пришло

Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку.
Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

Теперь вам известно, как можно рассчитать налог на землю. Если знать налоговую ставку и стоимость участка, то это сделать будет очень просто. Также не забывайте вносить оплату во время, чтобы избежать неприятных последствий.

Источник: http://buhdzen.ru/nalogi/zemelnyj-nalog/raschet/

Земельный налог при изменении кадастровой стоимости: перерасчет земельного налога, основные формулы для перерасчета

Для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости нужно обращать внимание на причину корректировки этой стоимости.

Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года, а рыночная — по состоянию на июль 2010 года. Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г.

по делу № А82-9984/2013, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207/2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.19). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой.
На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбит­ражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ООО

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Важноimportant
Аналогичная ситуация возможна и с изменением вида разрешенного использования участка.

Совершение ошибок при проведении кадастровых работ инженером

В частности, ошибки инженера могут быть связаны с неправильно установленными границами (в результате чего будет совсем другая площадь) или же с неправильными расчетами самой стоимости, после чего неправильные данные будут занесены в кадастр.

Установление судом рыночной стоимости земли и ее внесение в кадастр

Данная ситуация возможна, если собственник подал в суд иск с целью оспорить кадастровую стоимость, установленную ранее. В ходе этого проводится еще одна, независимая оценка земли, в результате чего данный показатель чаще всего снижается.

Изменение площади земли

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т.


д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Особенности уплаты земельного налога после изменений

Действия плательщика после изменения кадастровой стоимости и порядок расчета суммы платежа зависят от того, по каким именно причинами произошли данные перемены.

Обо всем по порядку.

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму п. 1 ст. 391 НК РФ, поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб.). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года, однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года. Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год.

Вниманиеattention
По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Читайте также: С точностью до дня, или С какого момента увеличение кадастровой стоимости земли может отразиться на арендной плате

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре.

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился. Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит (Определение КС РФ от 3 июля 2014 г.


№ 1555-О).

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя.

Д.

Авансовые платежи

Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

A=КСт*P*1/4, где

  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка

За неполный месяц

П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

Смотрят на два обстоятельства — дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

  • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
  • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

Итого, чтобы посчитать платеж за неполный период, берется формула и результат умножается на количество месяцев владения землей, разделенное на три.

Способы и сроки уплаты налога

Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей.

Инфоinfo
Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст.


5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02/89, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02/112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика. К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625/2013).

Читайте также: На честном слове? Может ли суд поверить независимому оценщику в спорах о кадастровой стоимости

Другие же подчеркивают, что на новую кадастровую стоимость можно опираться только с момента внесения ее в ГКН, а на правоотношения, возникшие до этого, она распространяться не может.

Пересчет земельного налога за прошлые периоды

Также закон уточняет перечень лиц, имеющих право на льготы при уплате налога на имущество и земельного налога. Закон устанавливает перечень имущества, на которое распространяется его действие.

Главная часть закона содержится в его заключительной части, согласно которой:

  • нормы закона о пересчете налога применяются к правоотношениям, которые возникли с 01.01.2015 г. в отношении инвалидов с детства и детей-инвалидов;
  • собственники комнат, квартир, частных домов, машиномест и частей указанных объектов недвижимости могут рассчитывать на правоотношения, которые возникли с 01.01.2017 года;
  • меньше всех повезло собственникам земельных участков. Для них порядок пересчета земельного налога за предыдущие периоды, подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

То есть, нормы последней части применимы только к новым кадастровым оценкам, решения о проведении которых будут приняты после вступления закона в силу. Сам закон вступает в силу с 01 января 2019 года.

Пересчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости Не за все периоды, согласно нормам приведенного закона, получится пересчитать налог.

Решение практических ситуаций

Алгоритм расчета земельного налога в ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков решением суда приравнена к его рыночной стоимости (т.е. значительно уменьшена), на законодательном уровне до последнего времени не был установлен. Ситуация изменилась лишь в 2015 г., благодаря поправкам в п. 1 ст. 291 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 4.10.14 г. №284-ФЗ. Однако на сегодняшний день не утихают налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды.

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КТО НА НЕЕ МОЖЕТ ПОКУСИТЬСЯ?

Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг.
в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *